Аэролодки, универсальные транспортные средства, предназначались для связи, перевозки грузов и пассажиров, а также для выполнения спасательных и специальных операций в условиях отсутствия дорог. Они могли функционировать круглый год без модификации конструкции: зимой перемещались по снегу, летом — по воде, а в периоды ледохода и ледостава — по водным путям.
Различные модели аэролодок отличались типами силовых установок, конструкцией корпуса, приборным оснащением и дополнительным оборудованием. Тем не менее, в целом компоновка и размеры оставались стабильными на протяжении всего времени серийного производства.
В стандартной транспортной конфигурации амфибия вмещала двух человек, включая водителя, и груз, объем которого зависел от погоды и состояния дороги. Также возможна была переоборудование для транспортировки до пяти пассажиров с багажом или пациента на носилках в сопровождении медицинского персонала, а также для специальных задач с установкой необходимого оборудования внутри корпуса или на внешних точках крепления.
Аэролодка того времени была похожа на лодку-лыжу с небольшим килем. В её задней части на специальном пилоне крепился двигатель с воздушным винтом, а по бокам задней части располагалось широко разнесённое вертикальное оперение. Днище лодки выполняло функцию скользящей поверхности и имело клиновидный редан для лучшей управляемости. В центральной части располагалась кабина, где находились места для экипажа и груза. Перед кабиной, в носовой части, были размещены передний багажник с герметичным отсеком, закрываемым штампованным люком, и топливные баки. За кабиной находился двигательный отсек, закрытый капотом.
Дюраль, применяемый в виде листов и профилей, полученных методом гибки и прессования, служил основой для создания конструкции амфибийных лодок-лыж. Конструкция была выполнена по полумонококовому типу, включая обшивку, стрингеры и шпангоуты. Фонарь кабины, закрывающий носовую часть, и широкий пилон, закрывающий кормовую часть, были ключевыми элементами. Фонарь представлял собой рамную сварную конструкцию, облицованную алюминиевым листом и остекленную оргстеклом, состоящую из передней части и боковых створок. Пилон был построен по полумонококовому принципу с дюралевой обшивкой и продольным и поперечным набором.
Кабина изнутри была отделана декоративными панелями: пол из 5-мм фанеры и борта из 1-мм фанеры, покрытые повинолом. В передней части кабины размещались два кресла для водителя и пассажира. Рабочее место водителя оснащалось штурвалом, приборной панелью и центральной консолью управления двигателем, топливной и воздушной системами. Над приборной панелью, напротив места водителя, устанавливался магнитный компас.
В моторном отделении амфибийной лодки находилось все необходимое оборудование для работы силовой установки, включая систему обогрева. Двигатель крепился на кормовом шпангоуте с помощью моторной рамы. В зависимости от серии, амфибии оснащались одним из типов двигателей: М-11, АИ-14 или М-14.
Для амфибии использовался щелевой воздушный винт, который состоял из двух монолитных частей — основного винта и закрылка, установленных последовательно на общей оси. Между задней кромкой основного винта и передней кромкой закрылка формировалась специальная профилированная щель. Угол установки лопастей закрылка был настроен так, чтобы превышать угол основного винта на 7—10 градусов.
Топливная система двигателя включала в себя бензобаки, расположенные в бортовых отсеках между шпангоутами №5 и №8, фильтр, бензонасосы, топливные краны, ручной насос, обратный клапан, трубопроводы и карбюратор. Каждый борт оснащался заливной горловиной с системой дренажа.
Система смазки была поделена на две части: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя часть включала масляный насос, сетчатый фильтр, а также каналы и маслопроводы, которые обеспечивали циркуляцию масла внутри двигателя. Внешняя часть состояла из отдельного маслобака, сетчатого фильтра и системы трубопроводов, подающих масло к двигателю.
Управление двигателем осуществлялось через различные элементы: сектор газа для регулировки мощности, кнопку заливного шприца для облегчения запуска, ручку подогревателя карбюратора для стабилизации работы на холоде, рабочую и резервную ручки воздушного крана для контроля воздушного потока, а также рычаги, управляющие топливной системой.
Система воздушного запуска двигателя оборудована заливочным устройством, воздушным компрессором, отстойником для воздуха, прямоточным фильтром, редукционным клапаном, бортовыми баллонами сжатого воздуха, трубопроводами, пусковыми клапанами и электропневматическим клапаном. Заливочное устройство состоит из насоса, соединенного трубопроводом с смесевым коллектором и топливным баком.
Для системы зажигания ключевыми элементами служат магнето и пусковая индукционная катушка.
В задней части лодки-лыжи, по бортам, установлено разнесенное вертикальное оперение, включающее два киля и рули с коньками. Кили и рули выполнены в двухлонжеронной клепаной конструкции.
Управление аэросанями-амфибией предусматривает три режима работы рулей:
— управление с помощью двух рулей с максимальным углом поворота в 25°;
— торможение путем разведения рулей на угол до 25°;
— управление с использованием одного руля.
Нижние части рулей, контактирующие со снегом или водой, выполняют механическую функцию, в то время как верхние части обеспечивают аэродинамическое управление. Рули управляются с помощью качающегося штурвала, жестких тяг, соединенных шарнирами, и промежуточных качалок. Штурвал позволяет осуществлять поворот на угол до ±180°, что соответствует отклонению рулей на 25° в первом режиме. Также штурвал может перемещаться на себя на расстояние 230 мм от исходного положения для разведения рулей во втором режиме. Для управления в третьем режиме необходимо одновременно поворачивать штурвал и тянуть его на себя. Жесткие тяги поддерживаются качалками и роликовыми направляющими.
Электрическая и приборная системы аэросаней включают в себя бортовую систему электроснабжения, стартовую систему, систему удаленного мониторинга работы двигателя, а также осветительное, сигнальное и дополнительное оборудование.
Бортовая система электроснабжения функционирует благодаря генератору, работающему от двигателя, и аккумуляторной батарее.
Стартовая система предназначена для активации стартового оборудования. Ключевые элементы управления, включая тумблер «общее питание», переключатель «подготовка к запуску», индикатор «подготовка к запуску» и кнопку «старт», расположены на панели приборов.
Система удаленного мониторинга включает в себя набор приборов для отслеживания температуры цилиндров (в частности, температура четвертого, наиболее нагруженного цилиндра, измеряется термоэлектрическим термометром ТЦТ-9), температуры отработанного масла, температуры воздушно-топливной смеси, подаваемой в карбюратор, и других важных параметров.
Осветительное и сигнальное оборудование состоит из фар внешнего освещения, габаритных огней, плафона в кабине, ламп подсветки панели приборов и, на некоторых моделях, поворотного прожектора.
Для комфорта в условиях холода аэросани оснащены отопителем и стеклоочистителями.
Во время использования на воде амфибия дополнительно оборудуется якорем, багром, спасательными жилетами и швартовым тросом.
Первая часть статьи История зарождения аэролодок. Оттепель Часть 1
Технологичная аэролодка из современных материалов
Оставьте номер и мы перезвоним!