Аэросани, впервые задействованные в русской армии во время Первой мировой войны в качестве транспорта, в годы Великой Отечественной войны выполняли более сложные миссии. Командующий 16-й армией Константин Рокоссовский отметил в своих воспоминаниях значительный вклад аэросанных батальонов в оборону Москвы.
В работе Вячеслава Федорова «Оружие Победы» упоминается, что с 1941 по 1943 год на Канавинском заводе было изготовлено 309 усовершенствованных аэросаней ГАЗ-98. Вместо дорогого авиационного двигателя использовали мотор от ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. Металлический двухлопастный воздушный винт заменил предыдущий деревянный, позволяя аэросаням передвигаться по лесным дорогам и тропам.
ГАЗ-98 имел четыре лыжи, из которых передние были управляемыми. Экипаж состоял из водителя и стрелка-пулеметчика. Фанерный корпус освещался автомобильной фарой в ночное время, а топливный бак вмещал 80 литров. Танковый пулемет Дегтярева мог вращаться на 300 градусов и крепился на турельной установке. В аэросанях также были места для хранения 10 магазинов к пулемету и ручных гранат.
Размеры ГАЗ-98 составляли чуть более 5 метров в длину, 2,5 метра в ширину и 2,7 метра в высоту. Вес боевой машины в снаряженном виде достигал 900 кг, а максимальная скорость — 50 км/ч.
Согласно «Обзору военных действий аэросанных частей в Отечественной войне» (1944), аэросани использовались для разнообразных целей: разведки, связи, патрулирования, охраны и огневой поддержки. Транспортные подразделения занимались перевозкой войск, эвакуацией раненых, доставкой боеприпасов и установкой дымовых завес.
В январе 1942 года аэросанные батальоны активно действовали в Подмосковье. Рокоссовский в «Солдатском долге» описывает, как аэросанная рота помогла 16-й армии отразить атаку немецких лыжников, захвативших важную дорогу.
В «Обзоре» также приводятся примеры успешных операций аэросаней в 1942-1943 годах, влиявших на исход боевых действий. Например, контратака аэросаней в районе Сухиничей в феврале 1942 года позволила отбросить немецкие подразделения и сохранить плацдарм.
Транспортные возможности аэросаней были впечатляющими: за два дня февраля 1943 года аэросанными батальонами было перевезено значительное количество вооружения и боеприпасов, доставлены войска и эвакуированы раненые.
После зимы 1943 года использование ГАЗ-98 и других моделей аэросаней прекратилось, так как РККА продвигалась в менее снежные районы, где аэросани были неэффективны.
Оставьте номер и мы перезвоним!